Когда началась Великая отечественная война, юному Косте Феоктистову было всего 15 лет. Наш родной город Воронеж был наполовину занят немцами. Посередине города протекала речка Воронеж – вот до нее фашисты дошли, а дальше перейти им не позволил героизм и самопожертвование наших солдат.
Отец Кости ушел добровольцем на фронт, мама ушла в эвакуацию в деревню. Сам Костя не выдержал и записался в юные разведчики Воронежского гарнизона.
И вот Феоктистов под видом обычного мальчишки с риском для жизни переплывает реку, раз за разом пробирается мимо немецких патрулей. Несколько раз попадался немцам, его пугали, ставили к стенке, заставляли копать себе могилу, но ему удавалось сбежать. Своим он приносил бесценные разведданные о расположении врага.
В один из разов с ним был в разведке его друг – Валька Выприцкий. Они попались патрулю и Вальку застрелили. Только начавшийся советский обстрел дал Феоктистову возможность сбежать к своим, выполнив своё разведывательное задание.
Но самым страшным оказался пятый большой поход в разведку на правый берег. В своей автобиографической повести «Траектория жизни» К. П. Феоктистов вспоминал: «Мой следующий, пятый, поход оказался последним. На этот раз мы с мальчишкой лет четырнадцати шли по улице, один за другим, на расстоянии метров сто. Я шёл впереди. Выхожу на перекрёсток и вижу, что по поперечной улице с двух сторон подходят патрули. Пока они меня останавливали, мой напарник успел юркнуть в подворотню. Я бежать не мог — пристрелят, как миленького. Подошли. Один из них, высокий, с эсэсовскими молниями в петлицах, схватил меня за руку, что-то крича, и повёл через арку во двор. Притащил к глубокой яме, поставил к ней спиной, достал пистолет… Внезапно в глазах немца что-то изменилось. Я не успел испугаться, увидел только мушку на стволе пистолета, когда немец вытянул руку и выстрелил мне в лицо. Я почувствовал будто удар в челюсть и полетел в яму. Упал удачно. Падая, перевернулся на живот и не разбился: грунт был твёрдый, и на дне ямы валялись осколки кирпичей. На какой-то момент я, наверное, потерял сознание, но тут же очнулся и сообразил: не шевелиться, ни звука!..» Притворившись мёртвым, Феоктистов дождался, когда немцы ушли, а потом выбрался из несостоявшейся могилы, и ночью переплыл к своим – на правобережье Воронежа.
Потом были военный госпиталь, неукротимая тяга к жизни, учеба. Так вышло, что даже фашистская пуля не смогла убить в советском школьнике Косте Феоктистове волю к борьбе. А всего через семь лет молодой и очень талантливый инженер Феоктистов рисовал в конструкторском бюро чертежи космического корабля. Корабля, на котором он сам полетит в космос!
В отличие от других космонавтов (обычно военных летчиков) Феоктистов был ученым, инженером, причем выдающимся. Он работал вместе с Королевым, создавал первый спутник, корабли “Союз” и “Восток”, делал орбитальную станцию “Мир”.
Почётный гражданин города Воронеж, член первого в истории освоения космоса экипажа из трёх человек (вместе с В. Комаровым и Б. Егоровым), именем которого назван кратер на обратной стороне Луны, первый гражданский человек в космосе и единственный советский космонавт, не являвшийся членом КПСС, Герой Советского Союза, Лауреат Ленинской и Государственной премий, член-корреспондент Международной академии астронавтики, доктор технических наук К. П. Феоктистов родился 7 февраля 1926 года в Воронеже.
Свежие комментарии