Loading Likes...

Портрет Петра I висит в кабинете президента России. И не зря. Ведь именно он, Пётр, определил вектор развития государства российского на столетия вперед. В каком виде царь принял страну и чем запомнилось самостоятельное правление Петра? На этот вопрос отвечает писатель, сопредседатель партии «Справедливая Россия — За Правду» Захар Прилепин в новом выпуске авторской программы «Уроки русского». 

Захар Прилепин рассказывает, что именно Петр определил вектор развития нашего государства на столетия вперед:

«Именно он установил первичность национальных интересов в приоритет государственной политики».

Он также добавляет, что к концу XVII века Россия была одной из самых больших стран в мире и ей было сложно управлять:

«Россия XVII века — огромное, многонациональное государство с различным статусом территорий, статусом разных групп населения. В то же время у этой огромной страны была очень низкая плотность населения. В начале XVIII века в ней жило около 17 миллионов человек — это чуть больше, чем сегодня живет в одной Москве. Управлять такой необъятной страной было сложно».

Прилепин отмечает, что именно поэтому для решения насущных проблем Петру и потребовалась эффективная государственная система, машина, и он ее создал:

«Петр не любил застывших систем, он их ломал, действуя в политике, в экономике абсолютным новатором. Иной раз безжалостно применяя неожиданные ходы, беря из российских и заграничных реалий самое передовое, или что ему казалось лучшим и передовым».

Захар Прилепин подчеркивает, что Петр I был человеком нового времени — любопытным и способным к восприятию всего самого передового:

«И поэтому во время путешествия по Европе он усвоил ключевую идею эпохи — идею о силе человеческого разума. Правление его и сверхусилия свершенные народом и аристократией русской за тридцать с лишним лет петровского правления, породили последующий исторический тремор — эпоху дворцовых переворотов и некоего хаоса в управлении».

Прилепин убежден, что в целом о необходимости совершенных Петром реформ говорила та скорость, с которой они все-таки прижились в России:

«Петр в очень высоком темпе стал строить регулярное государство — слаженный по возможности механизм, в котором каждый человек или чиновник имеет свою функцию».  

Захар Прилепин акцентирует внимание на том, что определенное время спустя инерция петровских реформ и деяний его взяла свое — и покатила нашу страну далее:

«Это отчасти схоже с последствиями правления Ленина, Сталина. Продлившиеся почти те же, что и у Петра тридцать с лишним лет. Слава России. Слава императору Петру. Слава его непререкаема».

Полный «Урок русского. Выпуск 222. Уроки Петра Первого» доступен по ссылке: https://www.ntv.ru/peredacha/Uroki_russkogo/m65587/o743302/video/

Поделиться