
Саратовский штаб Захара Прилепина совместно с представителями региональных СМИ проверили несколько детских лагерей на предмет возможных нарушений.
В этом году внимание к детской оздоровительной компании особенное, и на то есть ряд самых разных причин.
Одна из них – регулярные скандалы, вспыхивающие вокруг того или иного детского лагеря в Саратовской области за последние пару лет.
Вот небольшая ретроспектива:
В 2021 году лагере «Лесная республика» 8 детей получили тепловой удар;
Через три дня после новости о 8 случаях теплового удара лагерь «Лесная республика» на время закрылся из-за вспышки кишечной инфекции;
В июле 2022 года лагерь «Восход» был закрыт из-за острой вспышки кишечной инфекции;
В июле 2022 в одном в лагере «Звездочка» произошел пожар. На тушение выезжали 9 пожарных расчетов;
В 2023 году произошел еще один пожар в детском лагере. На этот раз горел медпункт лагеря «Молодежный». Новость облетела федеральные СМИ, медпункт выгорел полностью, а часть детей пришлось отправить по домам. Хорошо, что обошлось без жертв.
На фоне всех этих новостей неудивительно, что родители начали всерьез проявлять внимание к тому, в каких условиях отдыхают их дети. И, ознакомившись со всеми правилами, нормами и документами, о которых они даже раньше не знали, начали массово жаловаться на неорганизованность быта и сомнительное питание в детских лагерях. Еще сильнее костер родительского недовольства разжег из года в год растущий ценник на путевки. Стоимость путевки в этом году колебалась в районе 40 тысяч рублей.
На фоне всех этих событий очень быстро организовались всевозможные проверки детских лагерей со стороны самых разных общественный организаций. Саратовский штаб Захара Прилепина тоже решил не оставаться в стороне и лично убедиться, в каких условиях отдыхают дети.
Ни шагу влево, ни шагу вправо
Несмотря на то, что некоторые общественники без каких-либо проблем анонсируют у себя в соцсетях предстоящие проверки, стать «лагерным ревизором» не так просто, как кажется.
На территорию лагеря просто так никого не пустят из соображений безопасности, что логично, а вот специальное разрешение придется получать у региональных чиновников. А последние явно заинтересованы в том, чтобы тот или иной лагерь после проверки не закрыли, так как в очередной раз поднимется большой скандал, да и федеральные начальники могут в очередной раз настучать по шапке. В общем – никто не хочет лишних проблем.

Поэтому процесс получения разрешения всячески усложняется, замедляется и становится невыносимым.
Однако, штабу Захара Прилепина все же повезло и заветное разрешение было получено, причем на целых 3(!!!) лагеря («Дубки», «Молодежный» и «Романтик»).
Правда, достаточно поздно, поэтому в первые волны проверок члены штаба не смогли попасть. Там, скорее всего, и происходило все самое интересное.
Да и само разрешение, как в анекдоте, было с нюансом – представитель штаба мог проверить на наличие нарушений только столовую, а не всю территорию лагеря. Для того, чтобы уровнять шансы, сторонники Прилепина до дня проверки успели проконсультироваться с представителями родительского сообщества, дабы точно знать, какие вещи являются нарушением, на что обращать внимание и так далее. Логично, что к появлению штаба руководство усиленно готовилось. Следовательно, нужно было подготовиться и нам.
Тем более, что вся проверяющая делегация состояла всего из двух человек – один представитель штаба ЗП (Всеволод Колобродов) и один представитель ИА «Общественное мнение».
Именно таким составом проверяющие отправились в первый на очереди лагерь – «Дубки». К слову, если для штаба это первая попытка попасть на территорию лагеря, то для журналиста «ОМ» – нет. В прошлый раз его развернули прямо на входе, при этом пропустив представителей общественности. Официальная причина – якобы представителей СМИ в тот день не приглашали. Подобная профессиональная дифференциация лишь наталкивает на размышления: руководству лагеря было, что скрывать.
Однако, в этот раз пустили проверяющих без каких-либо проблем, даже с нотками снисхождения: сказали, мол, могли не пустить, так как накануне мэр Саратова Лада Мокроусова выпустила постановление об ограничениях, связанных с распространением энтеровирусной инфекции.
Конечно, это могло бы быть абсолютной случайностью, вот только все мероприятие согласовывалось именно с городской администрацией. А тот факт, что ради нас мэр города выпустила целое постановление, нам откровенно льстит.
Во время прогулки от входа до столовой можно было наблюдать практически вымерший лагерь – если детей и было видно, то где-то вдалеке.
Абсолютно стерильные пейзажи внешней территории сменили такая же стерильная картина столовой – даже на пищеблоке можно заметить максимум одного-двух сотрудников. И если изначально представитель штаба планировал рассказать о каждом лагере отдельно, то увиденная картина в «Дубках» дала явное понимание, что в следующих локациях сильно нового мы ничего не увидим. Если в каком-то из лагерей и были серьезные нарушения, то к нашему приезду их уже тщательно замаскировали или ликвидировали.

«Дубки» продемонстрировали самый ответственный подход к проверке. Нас, конечно, тоже пустили далеко не везде, ссылаясь на отсутствие у нас справок, но хотя бы не прятались, от ответов на прямые вопросы не уходили, необходимые документы показывали. Персонал оказался с медкнижками, инвентарь маркирован, графики и журналы на месте и регулярно заполняются.
Сезон генеральных уборок.
Единственное, что бросалось в глаза при проверке всех трех лагерей – в каждом тут и там вылезали следы «генеральной уборки»: где-то меню за день до нашего приезда обновили, где-то средства гигиены и бутылки с водой выглядят так, как будто ими почти не пользовались.
Разумеется, не обходилось без казусов – в одном лагере на пищеблоке проверяющие заметили клейкие ленты от мух, в помещении столовой летали осы и прочая живность (по версии руководства лагерей запускаем насекомых именно мы), местами встречаются порванные сетки, паутина на потолке, разрисованные столы. Местами руководство лагеря забыло из меню выкинуть сладости по типу шоколадных конфет (их давать нельзя) и прочие мелкие детали. А придираться совсем уж до мелочей тоже не хочется – со стороны это выглядит крайне глупо. Но и за серьезные проблемы не подтянуть – все уже нашли проверяющие до нас, да и пройти по территории лагеря не разрешают.
Где-то мы банально не смогли ознакомиться с меню – подметив пресловутые шоколадные конфеты, администрация лагеря обиделась и отказалась нам его листать. А сами мы прикасаться ни к чему не можем без медицинской книжки.
И может быть мы сами бы поверили, что все эти скандалы вокруг лагерей сильно приукрашиваются, если бы не практически пустые лагеря во время наших проверок и поведение самого руководства, всеми силами пытающихся показать, что у них все идеально и под контролем. Однако мелочи выдают обратное. Например, руководство «Романтика» начало переживать, как только мы обратили внимание на какие-то мелкие нарушения. Дошло до смешного – когда мы вышли за ворота «Романтика», наша скромная делегация из двух человек решила пофотографировать пруд, располагающийся неподалеку. Все это время руководство и охрана лагеря не спускали с нас глаз, до тех самых пор, пока мы не начали удаляться в сторону такси.
Больше всего несоответствий между ожиданиями и реальностью проверяющие обнаружили в лагере «Молодежный». Учитывая историю с пожаром и регулярные жалобы на качество питания со стороны родителей, мы были уверены, что глаз зайдет за что зацепиться. Но как и других лагерях, ничего из ряда вон выходящего.
Так есть ли проблемы?
По итогу проверок трех лагерей представители штаба оказались в патовой ситуации: с одной стороны, все выявленные нарушения мелкие, с другой – большие и не позволили бы найти. Да и второй раз, скорее всего, уже не пустят.
Однако, если с точки зрения правил и нормативов все более-менее было нормально, это не значит, что проблем нет.
И главная проблема всех лагерей по субъективному взгляду членов штаба ЗП – отсутствие благоустройства, и уже сильно обветшавшая инфраструктура. Постройки тоже выглядят ветхими, тут и там видны артефакты славного Советского прошлого, к которому, почему-то, не так уж и много добавили современных атрибутов. Вот только бросается это все в глаза не сразу. Почему? Ответ прост – потрясающие природные красоты оттеняют все огрехи благоустройства и выступают неким громоотводом. И если все эту зелень убрать, а оставить только инфраструктуру, картинка получится далеко не такой радужной.

Свежие комментарии